вторник, 28 февраля 2017 г.

Герой - не глянцевый супермен. С кого подросткам брать пример

   Образ настоящего героя у сегодняшних подростков сформирован вовсе не качественной литературой, а киношными боевиками и блокбастерами.
   Николай Прокудин возглавляет комиссию по военной литературе Союза писателей. Он автор нескольких книг о мужестве - «Романтик», «Пиратские войны», «Вернуться живым» и др. Хотя сам он такого определения не любит: «Нет никаких книг о подвигах и мужестве, есть книги о неравнодушии. В них герой не жмётся к земле, когда нужно идти в атаку, не прячется, когда нужно спасать других, не отворачивается от чужой беды. Вот такими должны быть все, хоть в жизни, хоть в бою».

Николай Прокудин, писатель, кавалер двух орденов Красной Звезды
   Меня часто приглашают на встречи с ребятами в школах. И просят рассказать о войне, о том, каково было в Афганистане, где я служил, или на судах в Индийском океане, где пришлось охранять наших моряков от пиратов. Но с чем я сталкиваюсь каждый раз, разговаривая с ребятами?
    Образ настоящего героя у сегодняшних подростков сформирован вовсе не качественной литературой, а киношными боевиками и блокбастерами. В таких фильмах нередко много фальши и нелепицы. Нажал на спусковой крючок - падают десятки врагов, кинул гранату - море убитых злодеев. Да и сам герой - неправдоподобный, «лубочный». Глянцевый, как бы сейчас сказали. Киношные образы - эдакие сверхчеловеки, которым неведомы ни страх, ни отчаяние, ни сомнения… Они не чувствуют боли, не знают, что такое голод и жажда.
В жизни всё не так. И об этом наши дети должны знать. Хотя даже об одной из самых великих и трагических страниц истории нашей страны - Великой Отечественной войне - подрастающее поколение мало наслышано. Поэтому я за то, чтобы в школьную программу обязательно были включены произведения о Второй мировой. И не прилизанные рассказы, которые нам навязывали в советском детстве, где персонажи в своей неестественности недалеко ушли от нашего глянцевого супермена. А книги, обнажающие суровую правду о страшных событиях, желательно тех писателей, которые сами прошли через них.
Например, «А зори здесь тихие…» Бориса Васильева о подвиге пяти самоотверженных девушек-зенитчиц. Или «Пядь земли» Григория Бакланова… Очень советую всем прочитать «На Западном фронте без перемен» Ремарка. Для меня это образец солдатской прозы, где простым языком и без прикрас показана жизнь обычных мальчишек в условиях войны. И само повествование ведётся от лица героя - молодого бойца Первой мировой.
   Конечно, современным ребятам Великая Отечественная война, которая закончилась более 70 лет назад, кажется чем-то уже совершенно далёким и нереальным. А уж Первая мировая и подавно. Да о чём говорить, если для детей и писатели-то уже «вымерли»? Был у меня забавный случай. Пришёл в школу на встречу с учениками. Меня представляют: «Ребята, знакомьтесь, это писатель Николай Прокудин». «Враки! - кричит в ответ мальчишка лет десяти. - Писатели все давно умерли, вон они (показывает на портреты классиков) - на стенах висят!» И ведь не ­поспоришь. Откуда шестикласснику знать о том, что есть достойная героическая литература нового времени, например, о войне в Афганистане, если в школьных библиотеках такая практически не появляется?
   С детьми надо разговаривать, им необходимо рассказывать, в доверительной, а не назидательной, увлекательной беседе. И они моментально раскрываются, впитывают, как губки. После моих уроков родители удивляются: что вы сделали с нашим ребёнком? Никогда его не видели с книгой в руках, а вчера смотрим - сидит читает. А для них встреча с «живым» писателем, да ещё и с человеком, который лично участвовал в боях, воевал с бандитами и пиратами, становится одним из самых ярких школьных событий…
   Кто-то ворчит, что народ измельчал, что в мире всё меньше доброго и человеческого. Но это не так. Стараюсь, чтобы дети всмотрелись в реальную жизнь, где есть место подвигу. Ежедневно врачи спасают жизни тысячам пациентов. Геологи и нефтяники живут и работают в нечеловеческих условиях. Спасатели протягивают руку помощи сот­ням попавших в беду. Да что там спасатели! Сколько у нас настоящих героев, обычных мальчишек и девчонок! Девятилетний Валентин Цуриков из Москвы спас тонущего приятеля. История произошла в Ист­ринском районе Подмосковья в детском лагере во время купания в бассейне. 7-летний Максим поспорил с друзьями, что пробудет под водой дольше всех. Однако не рассчитал свои силы и потерял сознание. Валентин, единственный, быст­ро понял, что случилось, не растерялся, нырнул на дно и вытащил мальчика. Награждён медалью МЧС.

Настоящий героизм - это не марш строем. Это - любовь к людям.

Выбор автора

Михаил Шолохов (1905-1984), «Судьба человека»
Об авторе: Писатель, лауреат Нобелевской премии.
О книге: В основе рассказа «Судьба человека» лежит реальная история. Герой произведения сумел сохранить силу духа, несмотря на тяжёлые испытания, после войны он находит в себе силы, чтобы начать новую жизнь с осиротевшим Ваней.

Борис Полевой (1908-1981), «Повесть о настоящем человеке»
Об авторе: Писатель прошёл всю войну, лауреат многих премий.
О книге: Прототипом героя «Повести о настоящем человеке» стал лётчик Алексей Маресьев, который был сбит в 1942 г., потерял обе ноги, но вернулся в строй.

Борис Васильев (1924-2013), «А зори здесь тихие…»
Об авторе: Писатель-фронтовик.
О книге: В основе сюжета лежит реальный подвиг времён Великой Отечественной: семь солдат не дали диверсантам взорвать железную дорогу. Уже во время работы над произведением автор решил заменить образы бойцов на женские...

Чингиз Айтматов (1928-2008), «Материнское поле»
Об авторе: Писал на русском и киргизском языках.
О книге: История о судьбе простой киргизской женщины и её силе. Она потеряла на войне мужа и сыновей, сама была тяжело ранена, но не пала духом, осталась человеком с большой душой, защищая право на счастье своих внуков и чужих детей.

Василь Быков (1924-2003), «Дожить до рассвета»
Об авторе: Белорусский писатель, прошёл всю войну.
О книге: Повесть рассказывает об обычной жизни военных разведчиков, именно они добывали победу, выжидая ошибку врага, они шли на нечеловеческий риск. За две повести - «Дожить до рассвета» и «Обелиск» - удостоен Государственной премии.

Светлана Алексиевич (род. в 1948 г.), «У войны не женское лицо»
Об авторе: Лауреат Нобелевской премии.
О книге: Документально-очерковая книга, состоящая из рассказов женщин, участвовавших в войне. «На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом...»

Лев Кассиль (1905-1970), «Улица младшего сына»
Об авторе: Очеркист, фельетонист, писатель.
О книге: Повесть «Улица младшего сына» Лев Кассиль совместно Максом Поляновским написал в 1949 г. Она посвящена жизни и трагической гибели реального человека - юного партизана Володи Дубинина, пионера-героя Великой Отечественной войны.

Баурджан Момыш-Улы (1910-1982), «Наш генерал»
Об авторе: Казахский писатель, в 1942 г. представлен к званию Героя Советского Союза, однако удостоен его лишь посмертно 11 декабря 1990 г.
О книге: Дивизия генерала И. Панфилова 16 ноября 1941 г. приостановила продвижение врага, что вошло в историю как подвиг 28 героев-панфиловцев.

Муса Джалиль (1906-1944), военные стихи
Об авторе: Татарский поэт, стихи начал писать ещё в 10 лет.
О книге: Воевал на Ленинградском и Волховском фронтах, попал в плен. В концлагере создал большую часть своих стихов. Он писал о жестокости нацистов, военных буднях и о ежедневном героизме народа.

Нодар Думбадзе (1928-1984), «Я вижу солнце»
Об авторе: Грузинский поэт и прозаик.
О книге: Судьба героя перекликается с жизнью самого писателя. Книга об обычном грузинском мальчике, который в 1937-м потерял всю свою семью. Написана лёгким и смешным языком о тяжёлых и несмешных вещах.



Источник: http://www.aif.ru/culture/opinion/geroy_-_ne_glyancevyy_supermen_s_kogo_podrostkam_brat_primer

Комментариев нет:

Отправить комментарий