вторник, 29 сентября 2015 г.

Гагарин стал героем оригинальной детской книги


Универсальное издание о первом космонавте мира представили на днях в Москве. В нём известный человек лично расскажет о своей жизни и достижениях
В издательстве «Малыш» презентовали очередной том из серии «Будь как я». Уникальный альбом с документами и личными фотографиями космонавта дополнен интересным рассказом от первого лица. В ненавязчивой форме дети в возрасте 10-12 лет (именно для них рекомендуется книга) узнают о детстве и школьных годах, подвиге на орбите и всемирной славе.
Отличительной особенностью является то, что Гагарин перед читателем появляется в образе обычного человека, которому улыбнулась судьба. Новый взгляд на известные всем факты и впервые представленные общественности фотографии делают книгу актуальной и для взрослого читателя.
Необычная история в обрамлении оригинальных иллюстраций максимально достоверна. Биографию перед публикацией тщательно изучили дочери первого космонавта планеты. И дали согласие на литературную память об отце.
Книгой уже заинтересовались российские библиотеки и образовательные учреждения. Она вполне может стать важным инструментом в патриотическом воспитании школьников.

Ксения ТИТАРЕНКО 

воскресенье, 27 сентября 2015 г.

Минкультуры займется повышением эрудиции библиотекарей

Новость на Newsland: Минкультуры займется повышением эрудиции библиотекарей
Ведомство проведет тестирование работников всех библиотек страны, чтобы проверить уровень их знаний.


Министерство культуры разработало систему удаленной аттестации библиотекарей, которая поможет выявить уровень знаний и эрудиции работников библиотек России. Каждый библиотекарь должен будет пройти онлайн-тестирование, состоящее из 20 заданий разной тематики - от вопросов на знание правил русского языка, истории и мировой культуры до узкоспециальных. По замыслу Минкультуры, результаты интернет-тестирования будут основой для изменения системы библиотечного образования в России.


- Это делается прежде всего для того, чтобы понять, каких знаний не хватает нашим библиотекарям, - рассказала «Известиям» начальник отдела библиотек и архивов департамента науки и образования Минкультуры Евгения Гусева. - После проведения тестирования мы будем думать, каким образом заняться повышением их квалификации. В любом вузе в федеральных образовательных стандартах есть вариативная часть. Например, если тесты покажут, что почти все библиотекари страны катастрофически не знают историю, то, очевидно, этот блок надо будет усиливать в вузах.
Ведомством разработано уже более 500 тестовых заданий. В каждом тесте их комбинация будет меняться: система подбирает вопросы в случайном порядке. В Минкультуры считают, что это позволит получить наиболее объективные результаты. Помимо узкоспециальных вопросов, в тесте будут задания, при ответе на которые, по словам Гусевой, «необходимо выстроить логическую цепочку, обладая определенными базовыми знаниями».


- Задания сделаны так, что с ходу найти ответы в интернете невозможно. Это не вопросы о датах жизни Льва Толстого, которые можно в любом случае где-то посмотреть. Есть раздел, где по портретам надо определить писателя. Пилотный проект выявил, что наши библиотекари не знают, как выглядели великие люди: многие Чехова от Ломоносова отличить не могут, - сказала Гусева.


Также в тестах предполагаются задания с использованием видео - например, по фрагменту фильма надо угадать, в какой исторический период происходит его действие. Будут и вопросы, направленные на проверку знаний мировой культуры. Например, необходимо определить, с каким живописным произведением соотносится фраза «Над всей Испанией безоблачное небо». Правильный ответ - «Герника» Пабло Пикассо, поскольку художник написал картину после бомбардировки Герники в 1937 году, а приведенную фразу считают закодированным позывным к началу военного мятежа против Второй республики в Испании.


Опрошенные «Известиями» сотрудники и руководители библиотек разошлись в оценках инициативы Минкультуры. Директор Национальной библиотеки республики Татарстан Сююмбика Зиганшина считает, что тестирование уместно только в том случае, если перед ним будет проведена подготовка сотрудников.


- Любое тестирование - это серьезный стресс, тем более для людей, которые уже давно не сдавали никаких экзаменов. Если будет проведена усиленная подготовка сотрудников перед аттестацией, допустим, будут организованы курсы для повышения квалификации, тогда подобное тестирование будет уместно. Работник культуры априори обязан быть грамотным, интеллектуальным человеком. Проводить же тестирование поголовно и без подготовки не стоит, - считает Зиганшина.


Заместитель директора Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) Ольга Афанасьева усомнилась в самом способе, посредством которого собираются проверять знания сотрудников.


- С одной стороны, инициатива неплохая. С другой, всё будет зависеть от качества и содержания тестов. Например, человек не очень хорошо справился с культурологическими вопросами, но при этом хорошо разбирается в вопросах краеведения и национальной литературы, которые вряд ли будут предусмотрены. Как в таком случае определить квалификацию сотрудника? Лично я к этому отношусь настороженно, потому что вызывает сомнение сам способ определения знаний. Тестирование не всегда может отразить истинный уровень знаний, - заметила Афанасьева.


Заместитель директора по технологиям и развитию Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. В.Г. Белинского Марина Коптяева уверена, что тестирование не должно носить принудительный характер.
- У Минкультуры нет полномочий проводить обязательную аттестацию сотрудников, - заявила «Известиям» Коптяева. - Мне сложно оценивать подобную инициативу как минимум потому, что я не видела сами тесты. Возможно, это будет действительно что-то стоящее. Но если результаты тестирования нужны для совершенствования системы образования, то, скорее всего, оно должно быть добровольным, а не принудительным.
В настоящее время идет апробация системы аттестации, в которой уже приняли участие 300 человек. В ведомстве планируют в конце года протестировать механизм на одной из государственных библиотек, а затем запустить аттестацию во всех библиотеках страны. Когда система аттестации заработает полноценно, библиотекарям будут выдавать сертификаты с результатами прохождения тестов.


Параллельно Минкультуры занимается внедрением нового стандарта общедоступных библиотек. С помощью введения стандарта ведомство рассчитывает запустить процесс модернизации библиотек страны, в частности расширить спектр оказываемых услуг (мастер-классы, курсы компьютерной грамотности, творческие вечера) и повысить их качество, а также улучшить материально-техническую базу. В рамках работы по внедрению стандарта Минкультуры проведет мониторинг работы всех общедоступных библиотек в стране - их насчитывается почти 40 тыс.


Источник: izvestia.ru

пятница, 25 сентября 2015 г.

Библиотечные роботы для особенных детей появятся в России

В стране начинается внедрение последней разработки роботехников. Уникальный помощник для детей-инвалидов уже появился в Сургуте
Специально для детских культурных учреждений был разработан Rbot-192. Он может мобильно передвигаться по библиотеке, отвечать на вопросы ребят о книгах, советовать лучшие произведения по интересам. Управление осуществляется с помощью специального автоматизированного места библиотекаря. Теперь посещение читального зала для маленьких читателей с ограниченными способностями станет комфортнее и доступнее.

Новация попала в библиотеку Сургута при содействии местных меценатов и властей. Уже в ближайшее время закупить современную библиотечную робототехнику планируют во все детские учреждения культурного сектора. Стоимость одного уникального помощника с многофункциональными обязанностями около 360 тысяч российских рублей.


Библиотекари и читатели разных возрастов уже высоко оценили новинку. Они уверенны, что достижения отечественной робототехники в библиотеках позволят популяризировать чтение среди молодого поколения.

Ксения ТИТАРЕНКО 

среда, 23 сентября 2015 г.

Четверть читателей перешла на "цифру"

Каждый шестой человек читает детективы Джоан Роулинг в электронном виде, антипиратский закон способствует популярности «цифры», а средний «тираж» электронной книги подходит к 5 тысячам экземпляров. Интересную аналитику и прогнозы отечественного рынка электронных книг представила на ММКВЯ компания «ЛитРес».
Рынок электронных книг – маленькая (3,1% от всего книжного рынка), но чрезвычайно амбициозная птичка. За год этот рынок увеличился в объёме на 88%, что в денежном выражении в 2015 году составило 1,7 миллиарда рублей. Если мерить не в деньгах, а в читателях, то за год полку любителей электронной книги прибыло, и теперь это более четверти книголюбов (26,3%). На вопрос «Как вы читаете?» 9 миллионов человек ответили: «Только в электронном или преимущественно в электронном виде».
С чем связан такой бурный рост? По словам генерального директора компании «ЛитРес» Сергея Анурьева, возрастающая любовь читателей к электронным книгам предсказуема, да и рынок развивается и делает электронное чтение удобным. Издательства всё чаще выпускают электронную версию книги практически одновременно с бумажной, стоит она дешевле и её удобнее читать в транспорте. Также в качестве причин роста Анурьев называет развитие самиздата (выпустить книгу теперь несложно самостоятельно) и начавший понемногу действовать антипиратский закон. До порядка, правда, пока далеко. По данным статистики, только 1 человек из 20 скачивает книгу легально, пиратство за два года снизилось всего на 1% (с  97,5 до 96,5%). Но в этом и хорошая новость: значит, рынку есть куда расти. В основном электронные книги покупают по наименованиям: купил в магазине – скачал – читаешь, но с каждым годом растёт популярность систем подписки, когда за месячную абонентскую плату читатель получает доступ к огромной электронной книжной библиотеке. Лидеры этой отрасли – сервисы Bookmate и MyBook.
С каждым годом растёт не только популярность, но и цена электронных книг. Если в 2013 году средняя цена составляла 113 рублей, то в 2015 году купить книгу можно в среднем за 173 рубля. Но это не мешает «тиражам» электронных книг расти: в среднем продано от 3000 до 5000 экземпляров. Например, «Шелкопряда» Роберта Гэлбрейта (псевдоним Джоан Роулинг) в электронном виде прочитали 15%  читателей, а «Шестой дозор» Сергея Лукьяненко в ридеры или телефоны закачали 8%.

Источник: http://readrate.com/

Чтение книг - это и удовольствие, и польза

Согласно знаменитому словарю Даля, эрудированный человек – это начитанный, ученый человек, который обладает основательными знаниями в определенной научной области и разносторонне образован. Жизненный опыт подсказывает нам, что такой человек должен разбираться в разных сферах жизни и быть хорошо развит интеллектуально.
 
Имея такой багаж знаний в различных областях, человеку легче будет сориентироваться в любой ситуации и принять наиболее верное решение. Общение с эрудированным и интеллектуальным человеком намного приятнее и интереснее в любом обществе. Разве это не является стимулом к тому, чтобы знать как можно больше. А чтобы постоянно пополнять свой багаж знаний, необходимо читать самую разную литературу.
В современной жизни появилось огромное количество всевозможных источников информации. Новости мы узнаем, в основном, благодаря телевидению и газетам, в поиске нужной информации и необходимых сведений нам помогает интернет. Но ничто не может заменить книги. Именно они дает нам много полезной информации, помогают расширить кругозор, влияют на формирование нашего мировоззрения. Не один, даже самый лучший, кинофильм не позволяет нам самим составить образы главных героев или самостоятельно вообразить описываемые в произведении пейзажи.
Читать книги полезно не только для того, чтобы узнать что-то новое. Художественная литература развивает фантазию у читателя, навыки построения красивой и правильной речи. Чтение книг влияет на повышение грамматических знаний человека. Дети, читая книги, на примерах образов литературных героев учатся тому, как вести себя в некоторых жизненных ситуациях. Они учатся понимать красоту, различать добро и зло, учатся разбираться в человеческих характерах. Изучение литературного изложения дает возможность улучшить собственные разговорные навыки.
Чтение полезно в любом возрасте, главное – выбрать правильную литературу. Какой-нибудь женский роман или развлекательный детектив вряд ли обогатят вас мудростью или знаниями. Можно, конечно, почитать просто ради удовольствия или из любопытства. Но если вы успели уже познакомиться с некоторыми произведениями классической литературы, вы просто не сможете без этих великолепных книг признанных авторов. А спустя некоторое время, вам обязательно захочется перечитать еще раз понравившийся роман. С возрастом, вы станете по-другому понимать некоторые образы знакомого вам произведения, с другой точки зрения оценивать некоторые события и сюжеты. Есть книги, которые необходимо прочитать каждому уважающему себя человеку. Такая классика как «Мастер и Маргарита», «Анна Каренина», «Золотой теленок» и другие обязательны для любого человека. Подобные произведение прошли испытания временем, сменялись поколения, политический строй, менялись социальные слои в обществе. Конечно, при всем этом общественное признание какой-то отдельной книги не может заставить вас полюбить ее. Возможно, вам понравится произведение, которое осталось непонятым другими людьми. Но среди всего разнообразия литературы, вам обязательно встретится именно ваше произведение или какой-то определенный автор, чье мнение вам близко, а стиль изложения – понятен.
Попробуйте после тридцати лет перечитать классические произведения, которые вы изучали в школьные годы. Вы получите большое удовольствие от прочтения, вас удивит, несколько поменялись ваши жизненные взгляды и как по-новому вы станете относиться к судьбам главных героев книги.
Чтение научной литературы, книг о происхождении планет, устройстве солнечной системы способствует общему развитию, понимаю законов природы, всегда интересно получить ответы на те вопросы, на которые вы никогда не знали ответа.
Бесспорно, огромную пользу приносит чтение автобиографической литературы. У вас появляется возможность проследить весь жизненный путь какого-нибудь интересного и выдающегося человека. Вы сможете обогатиться жизненным опытом, который, возможно в дальнейшем, пригодится вам в построении собственной судьбы. Можно получить образование в сфере экономики, окончить специализированные курсы менеджеров, но немало пользы принесет вам и прочтение книги известного бизнесмена Генри Форда «Моя жизнь, мои достижения». Вы испытываете трудности в общении, но по работы вам приходится вести переговоры с незнакомыми людьми? Конечно, можно обратиться за советом к психологу, но гораздо полезнее и доступнее будет причитать некоторые из книг американского педагога и писателя Дейла Карнеги.
В том, что польза от чтения книг весьма ощутима, согласятся многие. Но большинство детей и взрослых читают книги потому, что это очень интересно и увлекательно. Это позволяет отвлечься от повседневности и погрузиться в другой мир, испытать чувства и переживания людей прошлых эпох, перенестись в фантастические миры будущего, узнать о традициях древности и познакомиться с историческими событиями в художественной форме. Не позволяйте новым технологиям вытиснуть из вашей жизни такое удовольствие, как чтение книг. Помогите и вашим детям оценить и полюбить литературу и этим значительно обогатить свой внутренний мир.

суббота, 19 сентября 2015 г.

10 книг, изменивших жизнь великих людей






10 книг, которые изменили жизнь великих людей






10 книг, которые изменили жизнь великих людей

Книга, прочитанная в правильное время, может оказать ошеломительное влияние на жизнь человека. И этому есть немало примеров.
AdMe.ru собрал для вас несколько удивительных историй о том, как книги повлияли на жизни знаменитых личностей. А это в свою очередь изменило науку, культуру и экономику всего мира. Мы еще раз убеждаемся, что слово — великая сила!

Габриэль Гарсия Маркес
«Превращение» Франца Кафки

Прочитав книгу, Маркес понял, что обязательно должен стать писателем. Обычно он читал, чтобы уснуть, но не в этот раз. Книгу его настолько потрясла, что он почти не мог спать, а утром сразу бросился писать.
Сам он очень хорошо рассказывал об этом: «Метаморфозы» Франца Кафки ... с первой же строки определили мой новый жизненный путь. Новый день застал меня за машинкой, которую я занял, чтобы попытаться создать что-нибудь похожее... Все последующие дни я не ходил в университет, опасаясь, что волшебство рассеется, зависть, выражавшаяся в каплях пота, покрывала мое лицо«.

четверг, 17 сентября 2015 г.

Почему наше будущее зависит от чтения




Если у вас есть друзья, которые спрашивают, зачем читать художественную литературу, дайте им этот текст лекции Нила Геймана.


— Людям важно объяснять, на чьей они стороне. Своего рода декларация интересов. Итак, я собираюсь поговорить с вами о чтении. О том, что чтение художественной литературы, чтение для удовольствия являются одной из самых важных вещей в жизни человека.


И я, очевидно, очень пристрастен, ведь я писатель, автор художественных текстов. Я пишу и для детей, и для взрослых. Уже около 30 лет я зарабатываю себе на жизнь с помощью слов, по большей части создавая вещи и записывая их. Несомненно, я заинтересован, чтобы люди читали, чтобы люди читали художественную литературу, чтобы библиотеки и библиотекари существовали и способствовали любви к чтению и существованию мест, где можно читать.


Так что я пристрастен как писатель. Но я гораздо больше пристрастен как читатель.
Однажды я был в Нью-Йорке и услышал разговор о строительстве частных тюрем — это стремительно развивающаяся индустрия в Америке. Тюремная индустрия должна планировать свой будущий рост: сколько камер им понадобится? Каково будет количество заключенных через 15 лет? И они обнаружили, что могут предсказать все это очень легко, используя простейший алгоритм, основанный на опросах, какой процент 10-ти- и 11-летних не может читать. И, конечно, не может читать для своего удовольствия.
В этом нет прямой зависимости, нельзя сказать, что в образованном обществе нет преступности. Но взаимосвязь между факторами видна.
Я думаю, что самые простые из этих связей происходят из очевидного.


Грамотные люди читают художественную литературу.

Во-первых, она открывает вам зависимость от чтения. Жажда узнать, что же случится дальше, желание перевернуть страницу, необходимость продолжать, даже если будет тяжело, потому что кто-то попал в беду и ты должен узнать, чем это все кончится...в этом есть настоящий драйв. Это заставляет узнавать новые слова, думать по-другому, продолжать двигаться вперед. Обнаруживать, что чтение само по себе является наслаждением. Единожды осознав это, вы на пути к постоянному чтению.
И вторая вещь, которую делает художественная литература, — она порождает эмпатию. Когда вы смотрите телепередачу или фильм, вы смотрите на вещи, которые происходят с другими людьми. Художественная проза — это что-то, что вы производите из 33 букв и пригоршни знаков препинания, и вы, вы один, используя свое воображение, создаете мир, населяете его и смотрите вокруг чужими глазами. Вы начинаете чувствовать вещи, посещать места и миры, о которых вы бы и не узнали. Вы узнаете, что внешний мир — это тоже вы. Вы становитесь кем-то другим, и когда возвратитесь в свой мир, то что-то в вас немножко изменится.

Библиотеки — это места, куда люди приходят за информацией.

Книги — это только верхушка информационного айсберга, они лежат там, и библиотекари могут свободно и легально обеспечивать вас книгами. Больше детей берут книги из библиотек, чем когда-либо раньше, и это разные книги: бумажные, электронные, аудиокниги. Но библиотеки — это еще, например, места, где люди, у которых нет компьютера или доступа к интернету, могут выйти в сеть. Это ужасно важно во времена, когда мы ищем работу, рассылаем резюме, оформляем пенсию в интернете. Библиотекари могут помочь этим людям ориентироваться в мире.


Библиотеки — это ворота в будущее. Так что очень жаль, что по всему свету мы видим, как местные власти рассматривают закрытие библиотек как легкий способ сохранить деньги, не понимая, что они обкрадывают будущее, чтобы заплатить за сегодня. Они закрывают ворота, которые должны быть открыты.

Книги — это способ общаться с мертвыми. Это способ учиться у тех, кого больше нет с нами. Человечество создало себя, развивалось, породило тип знаний, которые можно развивать, а не постоянно запоминать. Есть сказки, которые старше многих стран, сказки, которые надолго пережили культуры и стены, в которых они были впервые рассказаны.


Если вы не цените библиотеки, значит, 
вы не цените информацию, культуру или мудрость.


Мы должны читать вслух нашим детям. Читать им то, что их радует. Читать им истории, от которых мы уже устали. Говорить на разные голоса, заинтересовывать их и не прекращать читать только потому, что они сами научились это делать. Делать чтение вслух моментом единения, временем, когда никто не смотрит в телефоны, когда соблазны мира отложены в сторону.


Мы должны пользоваться языком. Развиваться, узнавать, что значат новые слова и как их применять, общаться понятно, говорить то, что мы имеем в виду. Мы не должны пытаться заморозить язык, притворяться, что это мертвая вещь, которую нужно чтить. Мы должны использовать язык как живую вещь, которая движется, которая несет слова, которая позволяет их значениям и произношению меняться со временем.

Мы должны говорить нашим читателям правду, вооружать их, давать защиту и передавать ту мудрость, которую мы успели почерпнуть из нашего недолгого пребывания в этом зеленом мире. Мы не должны проповедовать, читать лекции, запихивать готовые истины в глотки наших читателей, как птицы, которые кормят своих птенцов предварительно разжеванными червяками. И мы не должны никогда, ни за что на свете, ни при каких обстоятельствах писать для детей то, что бы нам не хотелось прочитать самим.

Все мы — взрослые и дети, писатели и читатели — должны мечтать. Мы должны выдумывать. Легко притвориться, что никто ничего не может изменить, что мы живем в мире, где общество огромно, а личность меньше чем ничто, атом в стене, зернышко на рисовом поле. Но правда состоит в том, что личности меняют мир снова и снова, личности создают будущее и они делают это, представляя, что вещи могут быть другими.
Мы должны делать вещи прекрасными. Не делать мир безобразнее, чем он был до нас, не опустошать океаны, не передавать наши проблемы следующим поколениям. Мы должны убирать за собой и не оставлять наших детей в мире, который мы так глупо испортили, обворовали и изуродовали.

У художественной литературы есть два назначения:
Простейший способ гарантированно вырастить грамотных детей — это научить их читать и показать, что чтение — это приятное развлечение. Самое простое — найдите книги, которые им нравятся, дайте им доступ к этим книгам и позвольте им прочесть их.

Не существует плохих авторов для детей, если дети хотят их читать и ищут их книги, потому что все дети разные. Они находят нужные им истории, и они входят внутрь этих историй. Избитая, затасканная идея не избита и не затаскана для них. Ведь ребенок открывает ее впервые для себя. Не отвращайте детей от чтения лишь потому, что вам кажется, будто они читают неправильные вещи.

Эмпатия — это инструмент, который собирает людей вместе и позволяет вести себя не как самовлюбленные одиночки.

Вы также находите в книжках кое-что жизненно важное для существования в этом мире. И вот оно: миру необязательно быть именно таким. 
Все может измениться.

В 2007 году я был в Китае, на первом одобренном партией конвенте по научной фантастике и фэнтези. В какой-то момент я спросил у официального представителя властей: «Почему?» Ведь НФ не одобрялась долгое время. Что изменилось?

Все просто, сказал он мне. Китайцы создавали великолепные вещи, если им приносили схемы. Но ничего они не улучшали и не придумывали сами. Они не изобретали. И поэтому они послали делегацию в США, в Apple, Microsoft, Google, и расспросили людей, которые придумывали будущее, о них самих. И обнаружили, что те читали научную фантастику, когда были мальчиками и девочками.

Литература может показать вам другой мир. Она может взять вас туда, где вы никогда не были. Один раз посетив другие миры, как те, кто отведал волшебных фруктов, вы никогда не сможете быть полностью довольны миром, в котором выросли. Недовольство — это хорошая вещь. Недовольные люди могут изменять и улучшать свои миры, делать их лучше, делать их другими.

Другой способ разрушить детскую любовь к чтению — это, конечно, убедиться, что рядом нет книг. И нет мест, где дети бы могли их прочитать. Мне повезло. Когда я рос, у меня была великолепная районная библиотека.

Библиотеки — это свобода. Свобода читать, свобода общаться.

Это образование (которое не заканчивается в тот день, когда мы покидаем школу или университет), это досуг, это убежище и это доступ к информации.

Я думаю, что тут все дело в природе информации. Информация имеет цену, а правильная информация бесценна. На протяжении всей истории человечества мы жили во времена нехватки информации.

В последние годы мы отошли от нехватки информации и подошли к перенасыщению ею. Согласно Эрику Шмидту из Google, теперь каждые два дня человеческая раса создает столько информации, сколько мы производили от начала нашей цивилизации до 2003 года. Это что-то около пяти эксабайт информации в день, если вы любите цифры. Сейчас задача состоит не в том, чтобы найти редкий цветок в пустыне, а в том, чтобы разыскать конкретное растение в джунглях. Нам нужна помощь в навигации, чтобы найти среди этой информации то, что нам действительно нужно.

Необходимо поддерживать библиотеки. Использовать библиотеки, поощрять других пользоваться ими, протестовать против их закрытия.

Писатели — особенно детские писатели — имеют обязательства перед читателями. Мы должны писать правдивые вещи, что особенно важно, когда мы сочиняем истории о людях, которые не существовали, или местах, где не бывали, понимать, что истина — это не то, что случилось на самом деле, но то, что рассказывает нам, кто мы такие. В конце концов, литература — это правдивая ложь, помимо всего прочего. Мы должны не утомлять наших читателей, но делать так, чтобы они сами захотели перевернуть следующую страницу.

Одно из лучших средств для тех, кто читает с неохотой,
— это история, от которой они не могут оторваться.

Оглянитесь. Я серьезно. Остановитесь на мгновение и посмотрите на помещение, в котором вы находитесь. Я хочу показать что-то настолько очевидное, что его все уже забыли. Вот оно: все, что вы видите, включая стены, было в какой-то момент придумано. Кто-то решил, что гораздо легче будет сидеть на стуле, чем на земле, и придумал стул. Кому-то пришлось придумать способ, чтобы я мог говорить со всеми вами в Лондоне прямо сейчас, без риска промокнуть. Эта комната и все вещи в ней, все вещи в здании, в этом городе существуют потому, что снова и снова люди что-то придумывают.

Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым. Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, сказал он, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок. Он понимал ценность чтения и воображения. Я надеюсь, что мы сможем передать нашим детям мир, где они будут читать, и им будут читать, где они будут воображать и понимать.


вторник, 15 сентября 2015 г.

15 сентября исполняется 125 лет со дня рождения Агаты Кристи

Чисто английское: на родине Агаты Кристи дадут мастер-класс по отравлениям

В английском городе Торки проходит фестиваль в честь самой знаменитой горожанки всех времен и народов, писательницы Агаты Кристи. 15 сентября тут состоится праздник детективов, в рамках которого пройдет празднование 125-летия создательницы знаменитых детективных произведений.
Любители творчества Кристи и просто туристы, обожающие английские достопримечательности, смогут посетить выставки, спектакли и кинопоказы по произведениям писательницы, погулять по дому Агаты Кристи.

Изюминкой праздника станет трапеза, в которой может принять участие любой гость фестиваля. Это будет необычное пиршество: там можно будет попробовать все те блюда, что фигурировали в романах и рассказах Агаты Кристи как отравленные. Как известно, Кристи обожала убивать героев с помощью яда.
Организаторы фестиваля особо отметили, что не стоит после мероприятия пытаться использовать мастер-класс по приготовлению отравленных блюд: современные методы расследования убийств мгновенно выявят преступника и лишат его возможности посетить фестиваль на следующий год. И, может быть, еще на много лет.
Торки — курортный городок на южном побережье Англии в графстве Девон. Особняк Greenway House близ Торки, где Агата Кристи жила со своим вторым мужем, сейчас является популярным музеем.

вторник, 8 сентября 2015 г.


8 сентября отмечается международный день грамотности - 

International Literacy Day.


Грамотность – это своего рода «лицо» человека. В обществе всегда ценятся грамотные люди. Быть грамотным – быть престижным.

Личная свобода, взаимопонимание с окружающим миром, независимость, развитие собственного потенциала, решение конфликтов и многое другое. Всё это дает грамотность.

В школах в этот день проводятся олимпиады, открытые уроки, викторины, конкурсы по русскому языку, цель которых выделить старательных и прилежных учеников.
Никогда не забывайте о собственной грамотности, всегда необходимо ее повышать.
Учите правила, читайте книги, тренируйте память, развивайте внимание и учитесь сосредотачиваться.


понедельник, 7 сентября 2015 г.

Топ-10 замков и усадеб из книг

o-o.jpeg

Хелен Маслин. Фото: Sally Burford / PR
От Брайдсхеда до Хогвартса, Нортенгерского аббатства до Мэндерли – Хэлен Маслин выбрала самые запоминающиеся вымышленные замки и поместья.
Я всегда любила огромные старые замки, аббатства и поместья в книгах. Особенно те, что кажутся настолько реальными, будто живешь в той роскоши, которую не можешь позволить себе в реальной жизни. Некоторые из них отражают настроение всей книги, а некоторые практически являются живыми персонажами. Каждый из них оставляет неизгладимое впечатление. 

картинка MccainSands
Чарльз Райдер, делающий набросок Брадйсхеда, из телесериала. Фото: ITV / Rex Features
«Возвращение в Брайдсхед» - любимая книга всех мальчишек, когда я была еще подростком. Конечно, их не интересовала богословская линия романа, они были покорены замком Брайдсхед и богемной семьей Флайт.
Чарльз уже был заворожен красивым и очаровательным Себастьяном Флайтом, когда они отправились в Брайдсхед, чтобы встретить няню Себастьяна. Как только в солнечный июньский полдень он увидел поместье, сразу заметил, что, хотя и был поглощен открывшимся видом, но не мог не почувствовать холод в словах его спутника: не «это мой дом», а «это дом, где живет моя семья».
И хотя в Брайдсхеде есть и сияющий купол, и мраморные камины, и фрески на потолках и потрясающе отреставрированная часовня, среди всего этого великолепия царит печаль. Конечно, из пролога мы знаем, что этот замок будет захвачен и разрушен армией. И, пока Ивлин Во писал эту книгу, он и сам полагал, что все родовые гнезда, такие, как Брайдсхед, обречены на упадок.
Хэмптон – это английский загородный дом, построенный в стиле французских шато. Он – величественный, безумный и совершенно ужасающий. Леди Мондор не принимает особых усилий, чтобы гости почувствовали себя как дома, и бедная кузина Фанни (которой знакомы причуды жизни в загородном доме) находит, что «террор в Хэмптоне был совершенно иного качества. Ледяной и бесстрастный, он царил внизу».
Хэмптон ослепителен и шикарен до невозможности. Огромный французский стол, на котором всегда лежат свежие газеты, несколько раз в день приводимые в порядок лакеем. Имена и титулы гостей каллиграфическим почерком написаны на медных табличках возле дверей их комнат. Есть и длинная галерея, всегда полная светскими дамами и джентльменами, щебетавшими как скворцы на дереве, и, конечно, деревянные панели, изящные конторки и изделия из бронзы, так восхитившие Седрика.
Несмотря на всю эту роскошь, Хэмптон настолько отражает холод из названия романа, что дочь хозяйки даже призналась Фанни, что завидует детям Радлеттов, выросшим в тихой и ласковой атмосфере.
картинка MccainSands
Кадр из сериала «Блэндингс». Фото: ВВС
3. Замок Блэндингс, цикл рассказов «Замок Блэндингс» П. Г. Вудхаус
Еще один автор, популярный среди мужчин не менее, чем среди женщин, Вудхаус увековечил привилегированный и прекрасный мир, никогда на самом деле не существовавший. Замок Блэндингс находится в самом сердце этого мира. Он описывается, как самый старинный и самый большой помещичий замок в Англии, с его «ровными зелеными газонами, холмистым парком, величественными деревьями, любезными пчелами и благовоспитанными птицами». Не забудем и про покрытую мхом и пользующуюся дурной славой Тисовую аллею и выдающийся сад с розами. Солнце, конечно же, светит здесь всегда.
Блэндингс – это родовое гнездо девятого графа Эмсворта, которое ему приходится делить его со своими детьми, сестрой, прислугой и другими препятствиями на его пути к безграничному счастью. Встретив своего сына Фредди в Лондоне, он заявляет, что «зачем вообще ездить в Лондон, когда есть Блэндингс?».
Жизнь в замке течет далеко не мирно. Дети графа совершают бездумные поступки, а кругом кишат грабители. Но в итоге все всегда встает на своим места, и лорд Эмсворт дочитывает в библиотеке книгу о содержании свиней, попивая виски с содой.
картинка MccainSands
Кадр из фильма "Нортенгерское аббатство". Фото: Colm Hogan/PR
4. Нортенгерское аббатствоДжейн Остин - Нортенгерское аббатство
«Нортенгерское аббатство! Эти волнующие душу слова довели восторженное состояние Кэтрин до предела». Из всех поместий, описанных Джейн Остин, Нортенгерское аббатство неповторимо, просто потому что оно… разочаровывает. Героиня романа верит, что она найдет таинственные старинные руины, такие, как в ее любимых готических романах – Отранто или Удольфо, чем и удивила Генри, сына хозяина этого дома.
Вместо этого, по приезду она обнаружила в поместье современные комнаты, элегантную мебель, огромные окна и целую армию идеально обученной прислуги. В ее комнате в странном письменном столе она нашла всего лишь собрание кулинарных рецептов, в зловещем сундуке – только обычное покрывало. В итоге, уже после того, как Кэтрин ошибочно обвинила отца Генри в убийстве, она пришла к выводу, что «как бы хороши ни были сочинения миссис Радклиф и как бы хороши ни были сочинения всех ее подражателей, они едва ли способствовали раскрытию человеческой природы – по крайней мере, в средних английских графствах».
«Сдается маленький средневековый итальянский замок для тех, кто любит глицинии и солнечный свет, на берегу Средиземного моря на весь апрель».
Это объявление в The Times привлекло четырех совершенно разных женщин в Сан Сальваторе, каждая из которых жаждала убежать. Миссис Уилкинс пыталась скрыться от своего мужа и затяжных английских дождей, миссис Арбутнот – от морального долга и добродетели, леди Кэролайн сбежала от мужчин-хищников и богемного общества, миссис Фишер же – от своего одиночества.
Сан Сальваторе играет в романе роль своеобразной феи-крестной для каждой из героинь. Стены комнат выкрашены в белый цвет и залиты солнечным светом. Снаружи – глициния, вьющаяся вокруг себя от избытка жизни. Под ногами – холодные лилии, в руках – охапки фрезии, источающей такой аромат, что он проникает сквозь двери и ставни на окнах, и здесь же – величественный, похожий на меч, кипарис. И оливковые рощи, и смоковницы, и персиковые деревья, и вишня – все стояло в цвету. «Казалось, что кто-то собрал все цвета, которые можно себе вообразить и вылил их в эту реку».
Под очарованием всей этой красоты, четыре женщины вновь обрели надежду любить и быть счастливыми.
картинка MccainSands
Кадр из фильма "Ребекка"
Мэндерли – это прекрасное фамильное имение Макса де Уинтера, который после всего нескольких недель ухаживаний привел свою молодую невесту в свое поместье. Она почти ничего не знает о нем и о его жизни и, к тому же, мучается от своей излишней робости. Вскоре девушка убедила себя, что ее муж все еще любит свою первую жену, и начинает во всем себя с ней сравнивать.
Мэндерли охотится за ней, как и Ребекка. Как объяснил Макс: «Половины всего, что находится в комнатах, здесь раньше не было. Гостиная, кабинет – все дело ее рук. Кресла, которые Фрис так гордо показывает в приемный день посетителям, и гобелены – снова она. О, конечно, кое-что из этого было и раньше, сложенное в кладовых – мой отец не смыслил ни в мебели, ни в картинах, но основную часть все же купила Ребекка. Своей красотой Мэндерли, такой, какой он сейчас, Мэндерли, о котором говорят, который фотографируют и рисуют, обязан ей, Ребекке».
Хоть и невозможно было не сочувствовать безымянной главной героине, именно Ребекка покорила меня в мои 13 лет. Ребекка и Мэндерли – со своим укромным западным крылом, полным шуб и платьев с пайетками; с кабинетом, украшенным дорогими орнаментами и с красивым письменным столом; со Счастливой долиной бледных азалий и рододендронов, ведущей к маленькому каменистому пляжу, на котором и умерла первая миссис де Уинтер.
картинка MccainSands
Кадр из фильма "Гарри Поттер и философский камень". Фото: РА
Конечно же я не могла не внести в этот список Хогвартс! Школа Магии и Волшебства одинаково любима мальчиками и девочками, взрослыми и детьми. Это та самая школа, в которой Гарри Поттер учился для того, чтобы победить Волан-де-Морта и отомстить за своих родителей.
При появлении Хогвартс похож на огромный зловещий замок, какой мы привыкли видеть во многих готических романах, и в нем определенно таится множество опасностей. Запретный лес населен гигантскими пауками, вооруженными кентаврами и гиппогрифами. Теплицы полны смертоносных растений – мандрагоры и дурман, плюс еще и Гремучая ива, которая любит бить людей до смерти. Есть и василиск в подвале и трехголовая собака в коридоре на третьем этаже.
Но вместе с тем, это обычная классическая школа, и многие ученики считают ее своим домом. Во второй книге, Гарри так скучает по Хогвартсу, что сравнивает эти чувства с непрекращающейся болью в животе. И когда Волан-де-Морт вернулся в Хогвартс, школа встретила его так же гостеприимно. «Он ходил по берегу озера, рассматривая очертания любимого замка, своего первого королевства, своего по праву».
И хотя Волан-де-Морт пытался притязать на свое неотъемлемое право, вся школа дала ему грандиозный отпор!
картинка MccainSands
Хэддон-холл, реальный прототип Торнфилд-холла
Торнфилд – типичный готический особняк, такой же отчужденный и угрюмый, как и его хозяин. Но Джейн Эйр, пережившая постоянные оскорбления в Гейтсхэде и жестокость и лишения в Ловуде, не утратила мужества. Она заступила на должность гувернантки у юной подопечной мистера Рочестера и находила в Торнфилде все «хорошо организованным и благородным», хотя и допускала некоторые сомнения насчет третьего этажа. Там – темные и мрачные комнаты и коридоры, в которых оставляли старую мебель. По словам домоправительницы, миссис Фейрфакс: «Если бы кто-то сказал, что в Торнфилд Холле живет призрак, то именно здесь было бы его логово».
С третьего этажа доносится безумный смех, ночью происходит необъяснимый пожар. Позднее Джейн услышала крик и звуки борьбы, а затем обнаружила раненого человека, истекающего кровью. После того, как он был тайно отослан из поместья, Рочестер не имеет никакого желания возвращаться в дом: «Уезжайте туда, где есть хотя бы глоток свежести. Этот дом – просто склеп, неужели Вы не замечаете?»
Спустя годы Джейн все-таки вернулась в Торнфилд и обнаружила, что его постигла участь многих таких же поместий – оно сгорело.
картинка MccainSands
Замок Бран - замок Влада Цепеша (Дракулы)
9. Замок Дракулы, Брэм Стокер - Дракула
Определенно самое страшное место из всего списка – это замок Дракулы. «Громадный опустошенный замок, из высоких черных окон которого не просочится ни один луч света, а зубчатый контур разрушенных стен с бойницами темнеет в лунном свете».
Молодого адвоката Джонатана Харкера отправили по работе в дом графа Дракулы в Трансильвании. Он проехал через дикую заснеженную страну, кишащую волками, а местные жители крестились ему вслед и пытались остановить его. Добравшись до места, Харкер увидел, что хоть замок обветшалый и полуразрушенный, но все еще неприступный. Вскоре он осознал, что ему не сбежать.
Комнаты замка дорого обставлены, с золотыми кубками, посудой и отличной библиотекой. Но в нем совсем нет прислуги и зеркал. Замок наполнен опасностью, и Харкер все больше и больше стремится покинуть его. В конце концов, он выбирается через окно и обнаруживает разрушенную часовню, в которой находятся пятьдесят деревянных ящиков с землей. В одном из них лежит сам Дракула. «Я видел мертвые глаза и, хотя они и были безжизненны, я видел в них ненависть такую, что выбежал оттуда, не разбирая дороги».
Мой самый любимый, хотя и самый бедный замок из всего списка. Он отражает бедственное положение семьи Мортмейн, Кассандра, заглядывая в одну из пустых комнат говорит: «Полы – единственные, чего у нас в достатке».
Она настолько любит Годсенд и описывает его так, что невозможно не влюбиться. Кухня, жизнерадостно сверкающая в отсветах огня, с таким высоким потолком, что он теряется где-то во мраке; ров с освежающей водой, в котором Кассандра и Нил купаются ночью, чтобы оставить Розу наедине с Саймоном. Есть и башня со спальней наверху, где Кассандра загорает голышом.
Доди Смит писала: «Я знаю эту семью, я жила в этом замке». Эта книга позволяет и нам с вами тоже немного пожить в нем.
Автор статьи: Хелен Маслин
Перевод: MccainSands
Источник: The Guardian